Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 01.01.2017 г. 2017-02-10T08:52:00Z

Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу с 01.01.2017 г.

  • 10.02.2017 08:52

В редакции от 28.12.2016 года внесены очень объемные изменения в 44-ФЗ, которые вступили в силу с 01.01.2017 г. В общей сложности насчитывается 31 правка или дополнение в статьи 44-ФЗ. Мы кратко остановимся лишь на самых значимых из них.

1. Новые требования к декларации соответствия

   Во-первых, изменились требования к участникам закупок.
Теперь физическое лицо, руководитель, член коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главный бухгалтер юридического лица, не должно иметь судимость за преступления не только в сфере экономики, но и преступления, предусмотренные ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ:
•    незаконное участие в предпринимательской деятельности;
•    получение взятки;
•    дача взятки;
•    посредничество во взяточничестве.
Если у лица судимость погашена или снята, то он может принимать участие в закупке.
Добавились новые требования к юридическим лицам.
Они не могут быть участниками закупок, если в течение 2-х лет до момента подачи тендерной заявки были привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП: незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
       Во-вторых, изменился порядок закупки у единственного поставщика для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства.  При осуществлении таковых закупок на них не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей.

2. ГУП и МУП переходят на 44-ФЗ

   С 1 января 2017 унитарные предприятия (УП) практически полностью переходят под юрисдикцию 44-ФЗ. УП смогут применять нормы 223-ФЗ только при проведении закупок за счет безвозмездных грантов или в случае, если исполнять контракт будет унитарное предприятие.

3. Вступили в силу ограничения закупок импорта

   С 1 января 2017 года заказчики при закупках должны отдавать предпочтение товарам российского происхождения и работам, которые выполняют исполнители из России. К закупкам у единственного поставщика ограничения не применяются.
           В документацию заказчики включат требование о том, что участники обязаны задекларировать в заявке страну происхождения товаров, а также напишут, что участник несет ответственность за недостоверные сведения о стране происхождения. Более того, теперь в заявке нужно указывать НМЦК каждого предмета закупки.
      Кроме того, если участник не укажет страну происхождения товара, его заявку не отклонят, но заказчик будет рассматривать ее как содержащую иностранные товары, что существенно понизит шансы на выигрыш.

4. Появление новой, шестой Федеральной электронной торговой площадки – Электронная торговая площадка Российского аукционного дома (РАД)

   Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 г. № 2488-р «Об утверждении перечня юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме» данная торговая площадка была официально признана федеральной. Однако в настоящее время она еще не введена в действие, поскольку ведутся переговоры и организационно-процедурные согласования с Минфином РФ.

5. Заказчики не смогут проводить закупки, не включенные в план-график

   Если заказчик не разместил в плане графике закупку, то он не имеет права ее проводить. Поставщикам следует обратить внимание на это изменение в 44-ФЗ, так как своевременный мониторинг планов графиков закупок поставщика может дать определенное преимущество при подготовке к определенной закупке, о который поставщик будет знать заранее.

6. Обязательное общественное обсуждение закупок

   С 2017 года стало обязательным проведение общественного обсуждения закупок, в случае если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) более одного миллиарда рублей, за некоторыми исключениями, такими как, например, закрытые процедуры, закупка гособоронзаказа и д.р.

7. Обязательное соответствие контрактного управляющего профстандарту

   Если ранее, контрактному управляющему достаточно было иметь образование, полученное еще в рамках повышения квалификации по 94-ФЗ, то теперь он обязательно должен иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

8. Обязательное использование заказчиками идентификационного кода

   Идентификационный код это 20-значный код, в котором первые 19 чисел являются оригинальным номером записи в реестре, по которому закупку легко можно найти и идентифицировать. С 2017 года заказчики обязаны применять данный код в извещениях о закупках, а также в реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков.

9. Вводится система мониторинга закупок

   В Письме от 30.11.2015 № ОГ-Д28-15114 Минэкономразвитие пояснило, что мониторинг – не механизм контроля в сфере закупок и не финансовый контроль, а система оценки обоснованности закупок.